Колонны в интерьере — роскошь, изысканность и таинственная утонченность архитектуры Древнего Рима в современных апартаментах

Римский стиль – какой он?

Римский стиль является одним из видов демонстрации всего величия такой великой империи, сосредоточенной в одном интерьере. Можно встретить и другие названия этого стиля – римский, древнеримский, стиль Римской империи, стиль Древнего Рима.

Характер римского стиля – роскошь, богатство, изысканность, тонкий вкус.

Конечно, в современном мире никто не сделает интерьер в доме с использование только того, что было много веков назад, цель – лишь приукрасить интерьер, показать его во всей красе, так сказать. И, кстати, именно благодаря этому стилю во многие другие интерьеры вошли итальянская арка, колонны в римском стиле, круглые своды, куполообразные потолки и так далее.

Стоит вспомнить выражение «дом Нерона», которое ассоциируется с огромным богатством, и чтобы создать такой изысканный интерьер, нужно постараться.

Как создается величие Римской империи в интерьере:

  1. Стены декорируются одним цветом. Необязательно, чтобы стены были гладкими, поэтому нередко используется декоративная штукатурка с абразивными частицами. Не используются обои с каким-либо современным рисунком, чаще – окрашивание в один цвет, иногда имитация под мрамор или росписи соответствующего содержания. Под сводами или другими уровнями потолка на стенах используется лепнина в тон к стенам. Цвета, используемые в интерьере римского стиля – слоновая кость, белый, бежевый, преимущественно теплые тона, но редко применялись и небесно-голубой, светло-зеленый, а также яркие цвета – бордовый, алый, коричневый. В качестве украшения используются мозаичная плитка или фрески.
  2. Потолок обязательно должен быть высоким, поэтому не все помещения подходят под стиль интерьера Древнего Рима. Как уже было сказано, чаще используется куполообразный свод, но можно создать несколько уровней потолка, каждый из которых будет ограничиваться лепниной, создавая имитацию арки. Оттенки для декорации потолка – более яркие, но одного тона со стенами. Также используется лепнина или роспись. Чтобы создать ощущение открытого пространства, применяют очень энергичное освещение на потолке.
  3. Пол в древнеримском стиле имитируют под любой камень – обработанный или необработанный. Иногда используется керамическая плитка или каменная цветная мозаика. В некоторых случаях используют выбеленный паркет с ковром под римский стиль.
  4. Мебель используется обычно классическая и очень дорогая. Формы таковой просты, симметричны, но для стиля Древнего Рима в интерьер подойдут полукруглые кресла, плетеные диваны и кушетки. Столы – обычно круглые, но встречаются и квадратные и прямоугольные с резными ножками. Некоторая мебель создается точь-в-точь под римскую мраморную. Конечно, каменную мебель сегодня уже не используют, а изготавливаются высокие матрасы прямоугольной формы, обитые белой или любой светлой кожей. Нередко используют львиные головы в качестве украшения подлокотников или ножек стола. В римском стиле не обойтись без скамеек римской формы, используемых в то время для различных собраний и церемоний. В качестве декора для мебели могут применяться покрывала со строгим геометрическим рисунком или с изображениями знаков зодиака, а также подушки-валики. Стоит отметить, что высота всей мебели в римском стиле невысока, поскольку римляне не сидели на диванах и стульях, а полулежали. Твердые поверхности меблировки (столы, подлокотники, ножки) могут украшаться резьбой, позолотой, накладками из слоновой кости, черепашьего панциря, инкрустацией полудрагоценных матовых камней.
  5. Предметы для декора интерьера в римском стиле подобрать несложно, можно посмотреть не один исторический фильм про римлян, где наглядно показывается вся красота помещения. Любой предмет в стиле Древнего Рима должен говорить о состоятельности, величии, изысканном вкусе владельца. Сегодня не встретишь ни один интерьер в римском стиле без колонн, хотя бы примыкающим к стенам, аркад или скульптур. Что касается последних – величественный римский стиль позволяет ставить в помещении не только небольшие каменные бюсты и маленькие статуэтки, но и фигуры в человеческий рост. Изображать они могут кого угодно – богов и богинь, атлетов, простых воинов или же великих гладиаторов. Но это касается, так сказать, тяжелых атрибутов в интерьере. В качестве мелких, но не менее роскошных аксессуаров дизайнеры используют античные вазы без цветов, картины соответствующего содержания, подушки с бахромой, кисточками, шнурами, а также кубки, каменные или стеклянные чаши и прочее. Активно применяется драпировка стен и декорирование проходов натуральной тканью.
  6. Отдельным вопросом для обсуждения для римского стиля станет освещение, поскольку оно должно максимально приближаться к естественному. Заниматься этими вопросами должен только профессионал, потому что римский стиль – это игра света и теней, причем чаще всего источник очень трудно обнаружить. Конечно, в гостиных, спальнях большого размера целесообразно будет использовать большие люстры под хрусталь, идеальный вариант – люстры, сделаные в виде подсвечников, и такие же – бра на стенах и в нишах. В небольших комнатах можно использовать современные точечные или ленточные светильники, спрятанные и задекорированные атрибутами интерьера.

Особым помещением в Римской империи были купальни – современные ванные комнаты. Здесь интерьер нужно рассматривать отдельно от общего помещения. Минимум текстиля, рисунков на стенах, современных шкафчиков. Максимум света, простых, белоснежных форм под римский стиль, и, конечно, сама ванна. Можно приобрести готовую ванну на позолоченных ножках или без них, а можно сделать небольшой пьедестал со ступенями. Пол декорируется мозаичной плиткой, остальной интерьер – ручками в виде бронзовых колец, всевозможными металлическими подставками. Для окон лучше выбрать светлые рулонные жалюзи из грубого льна.

Некоторые моменты оказываются весьма спорными в определении римского интерьера, но стоит прислушаться к мнению профессиональных дизайнеров Heshi Design. К примеру, особую изысканность помещению придадут звериные шкуры, используемые в качестве ковра, или накинутые на диван или кровать, а также прибитые к стене. Не стоит бояться использовать их в интерьере, ведь римляне умели отлично выделывать кожу из меха. Лучше, конечно, если шкура будет натуральной, но в магазинах мебели и ковров можно найти вариант и дешевле – из искусственного меха.

Не стоит бояться вносить в интерьер античные предметы других государств – Египта или Греции. Римляне очень ценили культуру этих стран и с удовольствием пользовались их атрибутами, что можно сделать и сейчас. Например, на стене можно повесить полотно с изображением греческих или египетских богов, или картину с кусочком истории – поле битвы или египетского «пророчества».

В качестве обивки для мебели профессионалы советуют использовать мягкие тона красных, зеленых или синих оттенков, поскольку эти цвета в народе называют «богатыми», и римский стиль в современной интерпретации будет выглядеть просто умопомрачительным.
Если позволяет пространство дома или двора, можно сделать бассейн в соответствующем окружении – декоративные колонны, мраморные скамьи, поставки, большие чаши с вьющимися растениями.
Кстати, о растениях – цветущие живые цветы не совсем подходят к стилю Древнего Рима в интерьере, лучше использовать вьюны, жимолость, плющ, со временем листья опутают колонны и стены, и интерьер станет еще более оригинальным.
Мебель обязательно должна быть объемной, советуют профессионалы, ведь на фоне остального богатого окружения мелкая меблировка может просто «потеряться».
Не стоит стараться искусственно увеличить высоту потолка при помощи уровней. Если в доме или квартире потолки низкие, то есть, не более трех метров, подобный декор может создать обратный эффект – будет казаться, что верх тяжелее низа, потолок перегружен. Можно обойтись окантовкой из лепнины по периметру с небольшими декоративными колоннами и узким сводом на них.

Сказать о развитии римского стиля в интерьере особо нечего.

Современный мир в дизайне практически исчерпал себя, исключая использование только что появившихся новых технологий. Люди стремятся вернуться в прошлые эпохи – не только одного-двух веков назад, но и гораздо дальше – в эпоху Древнего Рима, Греции, Египта. Стоит отметить подъем появления зданий, созданных с элементами разрушения, фонтанами, мощеными дорогами. Сам римский стиль начал создаваться лишь в эпоху расцвета Рима, та же логика присутствует и в наше время. Тем, кто имеет большие дома и комнаты, а также могут позволить себе дорогие интерьеры, непременно будут выбирать именно древние стили, в частности, римский стиль интерьера, поскольку это будет говорить о благосостоянии и богатстве хозяина жилища.

Как уже было сказано, благодаря исследованию античных древнеримских зданий в мир дизайна влились арки и колонны. Ажиотаж на данные предметы появился недавно, хотя в некоторых записях 18-19 века об Италии и Франции присутствует описание подобных интерьеров, то есть, уже тогда появились любители древнеримского стиля.
Римский стиль в современном мире может послужить не только сигналом о богатстве владельца, но и хорошем вкусе. Древнеримский стиль интерьера очень удобен для любого образа жизни.

Архитектура Древнего Рима: краткий обзор

Архитектура Древнего Рима основана на двух великих цивилизациях – греческой и этрусской. Этруски обладали отличными технологиями по постройке храмов, домов, гробниц. Именно они ввели арку и свод. Но, в отличии от греческих, храмы этрусков были построены из недолговечных материалов, поэтому мало сохранилось до наших дней.

Этрусская арка в Перуджи, Италия

Тем не менее, есть объекты, изучая которые можно получить много информации об этой культуре. Известно, что несущая конструкция зданий была из дерева, использовались кирпичи и терракотовые покрытия.

Этрусская арка в Перуджи представляет собой неповрежденный пример городских ворот.

Архитектура Древнего Рима: периоды

Реальная римская архитектура с оригинальными особенностями, которые перерабатывают этрусские и греческие влияния, определяется начиная со 2-го века до нашей эры.

Архитектура Римской Монархии

Считается, что Рим был основан в 753 году до н.э. В начале своей истории Рим был монархией. Согласно традиции, после правления Ромула, на трон поднялся царь Нума Помпилий, который улучшил организацию территории города. Его сменил Тулл Гостилий, опытный латинский воин, завоевавший близлежащие города. Четвертым королем был Анко Марцио, построивший порт Остия, в устье Тибра.

Последовали этрусские правители — Тарквиний Приск приказал покрыть камнем рыночную площадь, Форо, построил многочисленные храмы и заказал прокопать канализацию Клоака-Максима для сброса грязной воды. Сервий Туллий обнёс город стеной.

Монархия закончилась на правлении Луция Тарквиния Гордого, который был изгнан из города в 509 году до нашей эры, и Рим стал республикой.

Архитектура Римской республики

Во времена республики, которая длилась почти пять столетий, Рим всегда был в состоянии войны. После завоевания этрусков и других народов, проживающих на территории сегодняшней Италии, Римская Республика завоевала территории Греции и других стран Средиземного моря. Активно велось строительство. Для перемещения армии нужны были хорошие дороги, их строились много. Дорога (лат. strata) формировалась из нескольких слоев (итал. strato) и ее поверхность была покрыта каменными плитами.

Архитектура периода Римской республики уделяет большое внимание практическим и функциональным аспектам строений.

Архитектура Римской империи

После того как Римская республика сменилась Римской империей в 31 году до н.э., наступил длинный период процветания для искусства и архитектуры. Под императором Августом, затем под Трояном и Адрианом архитектура римской империи достигла своего великолепия и играла немаловажную роль пропаганды власти.

Сохранились обширные свидетельства, относящиеся к архитектуре, где римляне демонстрируют отличные навыки в технике строительства, скульптуре (портреты, рельефы, которые дополняют архитектуру), живописи (фрески, мозаики).

Архитектура христианской эпохи

Период варварских нашествий знаменует упадок римской архитектуры. Приходит новая эпоха — христианская.

Основные характеристики римской архитектуры

Чентинатура. Деревянная констркуция для поддержки сводов

  1. В римской архитектуре, безусловно, просматривается великая преемственность с греческим искусством — симметрия, регулярность форм, использование архитектурных ордеров (дорический, тосканский, ионный и коринфский). На самом деле, вместо дорического ордера римляне использовали тосканский ордер (tuscanico/toscano), который очень на него похож, разница заключалась лишь в том, что колонна была гладкой, без борозд (каннелюр).
  2. От этрусков римляне переняли арки и своды, став главными специалистами по их использованию. При возведении арки и сводов использовали временную деревянную конструкцию для поддержки — чентинатуру (centinatura). Из большого количества арок, стоящих друг за другом римляне формировали цилиндрический свод (volta a botte), а пересечение двух цилиндрических сводов образовывало крещатый свод (volta a crociera). Первыми строителями настоящих куполов тоже были римляне. Один из самых красивых купольных Сводов является – Пантеон.

Купольные своды в архитектуре Древнего Рима

Материалы и технологии

Римляне использовали кирпичи для строительства стен, арок, колонн, полов. Мрамор, как дорогой материал, употребляли гораздо реже. Многообразие кирпичных форм – удлиненные, квадратные, треугольные, пирамидной формы- помогали создавать крепкие конструкции и захваты.

Производство кирпичей обходилось тоже недешево, и требовалось много рабочей силы для кладки.

Именно поэтому их часто заменяли блоками туфа и травертина, или другими материалами. Чтобы ускорить строительство стен, римляне начали использовать искусственный конгломерат или римский бетон (calcestruzzo).

Бетон заливали в деревянные опалубки, уплотняли трамбовкой и, после его затвердевания, снимали опалубку. Такой метод строительства стен назывался opus caementicium.

Когда эту же технологию применяли для наполнения полостей двух несущих стен из кирпича или камня, то ее называли muratura a sacco. Таким образом, римляне получали толстые крепкие стены, экономя время и ресурсы. Техника не отражалось на эстетике, т.к. бетонная часть была внутри.

Архитектура Древнего Рима: строительство стен

Внешнюю кладку стен можно характеризовать по основным строительным традициям —

  • opus quadratum,
  • opus reticulatum,
  • opus incertum,
  • opus latericium.

Оpus quadratum

При работе с таким материалом, как мягкий туф, крупные камни в виде параллелепипеда были разрезаны и расположены рядами одинаковой высоты (opus quadratum); если использовался твердый известняк, такой как травентино, каждый элемент принимал свою собственную многоугольную форму (opus poligonalis).

Оpus reticulatum

При этой технике цемент вливался между стенками, образованными небольшими пирамидальными каменными блоками, основания которых, образовывали регулярную ромбовидную сетку.

Древнеримская каменная кладка: опус квадратум и опус ретикулатум

Оpus incertum

В opus incertum камни имеют неправильную форму, и их укомплектовка кажется почти случайной.

Оpus latericium

Обожжённые кирпичи прямоугольной формы (около 45 см х 30 см) накладывались в чередующимся порядке. Начиная с эпохи Августа его использование учащается. Благодаря тому, что со временем толщина кирпичей и их цвет менялись, легко установить хронологический порядок архитектурных конструкций.

Opus mixtum

Несмотря на то, что кирпич обычно использовался однородно (opus testaceum), встречаются примеры его использования с другими камнями и рядами других кладок, создавая opus mixtum.

Каменная кладка Древнего Рима: опус латеричиум, опус инчертум, опус микстум

Архитектура и планировка городов (градостроительство)

Здесь два разных примера –

  1. сам город Рим, который уникален по своему развитию,
  2. и постройки новых городов.

Планировка большинства древнеримских городов была прямоугольной, основанной по принципу временных лагерей легионеров – castrum.

Планировка городов Древнего Рима

А именно, поселения разбивали и застраивали вдоль двух главных улиц – кардо (ориентирована с севера на юг) и Декуманус (с востока на запад). Место пересечения этих улиц отводили для главной площади города – Форо.

Реконструкция планировки города Римини

В городах сооружались дороги, водопроводы, канализация, мосты. Строились различные здания:

  • дома для проживания (Domus, Insulae и Villas);
  • для отдыха (театры, амфитеатры, цирки и термы);
  • предназначенные для поклонения богам (храмы);
  • для политической и административной деятельности (Курия и Базилика)
  • и праздничные памятники (триумфальные арки и колонны).

Краткий видеообзор-реконструкция архитектуры Древнего Рима:

Архитектурный ордер. Часть №5

Тосканский ордер, один из пяти римских архитектурных ордеров. Название связано с архитектурой этрусков (тусков). В греческой системе ордеров отсутствует, хотя похож на более простой в деталях греческий дорический ордер, с которым его сближают формы и пропорции.


Тосканский ордер является архаической разновидностью ордера дорического.
Тосканский ордер имеет следующие особенности:
– капитель. По форме капитель дополняется перехватом (выемкой, шейкой).
– антаблемент. Состоит из двух деревянных балок, лежащих рядом.
– крыша. Выполняет роль карниза. Сильно свешивается в виде навеса.
В тосканском ордере отсутствует фриз и каннелюра.


Фриз тосканского ордера лишен триглифов и метоп. Отсутствуют мутулы под выносной плитой карниза.

Стволы колонн, обладающие большей толщиной, чем дорические – гладкие, без каннелюр. Предельно простые базы состоят только из плинта и торуса. Высота колонны обычно соответствовала семи ее нижним диаметрам.



Правила построения ордера изложены у Витрувия в его трактате Об архитектуре, 1 в. до н.э. Внешне постройки тосканского ордера выглядели прочными и внушительными, поэтому символизировали физическую мощь и силу и применялись главным образом в хозяйственных и военных постройках, обычно в первых этажах.

По своим формам тосканский ордер отличается легкостью и изяществом.
Возник данный архитектурный ордер в Древнем Риме, приблизительно в 1 веке до н.э.

Сложный или Композитный ордер.

Архитекторы Древнего Рима не только полностью переняли греческие ордеры, но и объединили лучшие и наиболее пышные из двух: коринфского и ионического, в один – композитный. Как видно из названия, композиция – это соединение, и действительно, ордер объединил в себе лучшие черты этих, довольно пышных и изящных ордеров.


В пятнадцатом веке, когда каноны ордеров окончательно установились, именно композитный занял верхнюю позицию в иерархии.
Композитный ордер ближе всего по архитектурным особенностям строения к коринфскому, он перенял тонкость и легкость своего предшественника, причем по пропорциям тоже в точности повторяют его.

Но вместе с тем, в его капители всегда присутствуют ионические волюты, расположенные по диагонали, а также скульптурные композиции и различные детали, которых нет в коринфском. Обычно, любые пышные украшения капители могли использоваться только в композитном ордере, он являлся своеобразной квинтэссенцией изящества и роскоши в этом направлении архитектуры. Колоннами с подобным оформлением обычно венчали самые верхние этажи зданий.

«Из антаблемента дорического ордера, взятого из различных фрагментов римской древности, я составил антаблемент сложного ордера, который в результате получил большое применение» Виньола.

Пропорции частей остаются точно такими же, как и в коринфском ордере. Отличие коринфской капители от капители сложного ордера в том, что в том месте, где расположены завитки и маленькие листья в коринфской капители, в капители сложного ордера расположены ионические волюты.

В антаблементе соотношения частей остаются такими же, как и в коринфском ордере, если не принимать во внимание незначительные изменения в общей композиции.

Пропорции сложного ордера те же, что и в коринфском.

Они различаются лишь по композиции гуська и базы пьедестала. Это же относиться и к базе колонны.

Распространение композитного ордера было в основном ограничено пределами Италии, когда мастера эпохи Возрождения проявили пристальный интерес к этому античному искусству. Практически во всех постройках Рима, датированных пятнадцатым веком и более поздним временем, можно встретить композитный ордер: церкви, монастыри, палаццо – все эти памятники архитектуры изумляют своей изысканностью и в настоящее время. Во Франции архитекторы использовали этот элемент в постройке Лувра, а вот в Испании и германских землях он преимущественно применялся в постройке церквей и соборов, и не получил большого распространения в городских застройках. В России тоже можно встретить примеры композитного ордера в архитектуре Нарвских Триумфальных ворот, и в облике костела святой Екатерины.
Даже не смотря на то обстоятельство, что каноны ордеров тщательно прописаны, и существует весьма строгая классификация по их типам, композитный ордер является самым декоративным и пышно украшенным. К нему в меньшей степени применимы строгие правила по декорации капителей, однако пропорции должны быть непременно соблюдены.

Античный стиль в интерьере

Так уж повелось, что под античным стилем сегодня чаще всего подразумевают особенности, свойственные культуре величайших цивилизаций мира. Именно чарующая Греция и божественный Рим стали колыбелью европейской цивилизации, а также значимыми и бессмертными творениями человечества.

Древнегреческие интерьеры периода крито-микенской культуры подарили нам изящество и красоту живописи, керамики, архитектуры. Для них характерна монументальная роспись на стенах зданий – фреска, а также уникальные по дизайну и форме керамические изделия, обильно украшенные рисунками с морской тематикой: осьминогами, рыбами и моллюсками, красивым растительным орнаментом.

Крито-микенская культура по сути своей неоднородна, разнятся и ее стили. Дворцовые покои тех времен были обильно украшены роскошными фресками, на которых разворачивались военные баталии или были изображены сцены охоты. При этом для микенских дворцов характерно наличие мегарона – центрального зала в окружении колонн, в котором горел очаг. В критских же дворцах центром композиции становился открытый двор.

Стоит отметить, что в эпоху легендарного Гомера искусство было развито весьма слабо и наиболее значимые успехи мастера тех времен проделали лишь при производстве керамики, а также в росписи ваз в геометрическом стиле. Эти вазы, призванные украсить интерьер дворцов или скромных жилищ, отличались достаточно однообразным узором, схематической росписью в виде звезд или треугольников.

В архаическую эпоху наибольшее значение приобретают скульптура и архитектурные творения древнегреческих зодчих. Их основными задачами в тот период было строительство храмов. Именно тогда в арсенале архитектора появилась колонна – отдельно стоящая опора, подобная фигуре человека по форме и размеру.

Можно с уверенностью сказать, что мастера Древней Греции достигли в своем искусстве больших успехов. Керамика и роспись мастеров весьма сложна по технике исполнения: в рисунках кроме орнамента появляются изображения животных и людей. Керамика заполнила собой быт греков и служила одновременно посудой, емкостью для хранения и стилизованным украшением. В керамических сосудах хранили зерно и масло, использовали их для разведения вина с водой.

Что касается архитектуры, то тут все было богато и лаконично одновременно: синяя и красная краски, а также позолота для росписи стен, дерево и мрамор для строительства зданий. В мебели использовались простые формы, которые стали основой для новых стилей.

Греки предпочитали простоту – скамейки и стулья, простые формы – для повседневных нужд и чуть более вычурные – для церемоний.

Столы также подразделялись на два вида: рабочие и обеденные. Первые были совсем скромными, вторые – из ценных пород дерева, на трех ногах, выполненных наподобие звериных лап и своей формой напоминающие трапецию.

Мебель из бронзы, отделанная драгоценными металлами и с мягкой обивкой появилась несколько позже, в III веке до н.э.
Оригинальным декоративным элементом домашней обстановки можно назвать также небольшие сундучки, расписанные вручную.

Древние римляне, в отличие от греков, были более изобретательны в своих творениях. Притом, что они искусно подражали им, копируя стиль, они также сумели привнести в моду тех времен уникальные черты. Наибольших успехов творцы древнеримской эпохи достигли в городском благоустройстве и строительстве красивых городов.

Предшественники римлян, древние племена этрусков, населявшие территорию современной Тосканы, оказали существенное влияние на культуру древнего Рима. Они отличались тем, что были отличными ремесленниками и изобрели свой стиль в керамике. Этот стиль получил название «Буккеро» и предполагал предварительный обжиг сосудов до черного цвета с полировкой и нанесением рельефа в виде разнообразных птиц и животных. Бронзовое литье, которое применяли при изготовлении погребальных саркофагов, а также для производства посуды, предметов интерьера и различных диковинок, сохранилось до наших дней. Именно его и керамику этруски вывозили в Карфаген, Грецию и другие страны древнего мира.

Опираясь на их знания, на умения греков и подключив свои таланты, римляне проявили себя в архитектуре, придумав монолитно-оболочечную конструктивную систему. Они сделали опорой стену из бетона и кирпича, предоставив древнегреческому ордеру играть чисто декоративную роль, а кроме того объединили греческий портик с купольной конструкцией, создав новое архитектурное решение.

Именно в период античности произошло разграничение красоты и утилитарности, функциональности и декоративности. В этот период было принято украшать полы коврами и мозаикой, интерьер домов и дворцов изобиловал вазами, статуэтками. Потолки древнеримские зодчие выполняли с использованием кессонов – углублений, снимающих нагрузку с балок. Они же являлись оригинальным декоративным элементом.

Архитектура Древнего Рима

Архитектура Древнего Рима – принципы организации архитектурного пространства, возникшие в Римской империи в II в. до н.э. – VI в н.э. Архитектура Древнего Рима была структурированной и централизованной. Все города создавались вокруг одного центра, состоящего из форума, базилики, терм, амфитеатров, храмов античным богам, триумфальных арок, административных зданий, статуй, школ.

Главным центром архитектуры в Древнем Риме был форум – площадь для собраний, празднеств, ораторских выступлений и пр.

Одним из главных достижений архитектуры Древнего Рима было создание бетона, состоящего из дикого камня, извести, вулканического пепла и пемзы. Благодаря новому невероятно прочному строительному материалу зодчие Рима смогли возводить многоэтажные сооружения. Такие здания часто дополнялись богатым скульптурным декором, основные мотивы которого представляли собой символику римской культуры – львов, орлов, листья лавра, волков и пр.

Триумфальная арка Константина, посвященная победам императора, имеет в основе конструкции арочный свод – также одним из главных открытий архитектуры Древнего Рима.

В отличие от греческого зодчества, архитектура Древнего Рима была представлена более монолитными формами. Именно поэтому для усиления конструкций римские зодчие стали использовать криволинейные перекрытия и опоры, арки, которые в примитивном виде были представлены в архитектуре Месопотамии. Именно рядами аркад, поддерживающих устои мостов и фасадов амфитеатров, характеризуется архитектура Древнего Рима.

Древнеримский акведук Пон-дюж-Гар во Франции, представляющий собой два яруса аркад, по которым проложены каналы для воды.

Акведуки были также одним из наиболее характерных достижений архитектуры Древнего Рима. Каменные каналы, ведущие от горных источников, под небольшим наклоном проводили к поселениям, создавая сложную гидротехническую систему. Акведуки представляли собой арочные мосты, конструкция которых впоследствии стала образцом для железнодорожных и других транспортных мостов.

Римский Пантеон, храм античным богам, представляющий собой ротонду с массивным колонным портиком – одна из характерных конструкций для архитектуры Древнего Рима, позже ставшей одной из наиболее популярных во многих архитектурных стилях.

Также одним из наибольших достижений представителей архитектуры Древнего Рима стало создание сводчатых конструкций. Соединенные арки, усиливающие потолок, формировали свод, а ряд арок в виде замкнутой окружности представлял собой купол. Эти конструкции стали основой для всех последующих архитектурных направлений.

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА

http://www.mystic-chel.ru/europe/rome/161.html” alt=”” w />

Архитектура Древнего Рима как самобытное искусство, сформировались ко времени IV—I вв. до н. э. Памятники архитектуры Древнего Рима сейчас, даже в развалинах покоряют своей величественностью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало общественным сооружениям, рассчитанным на огромные количества людей: базилики, термы (общественные бани), театры, амфитеатры, цирки, библиотеки, рынки. В перечень строительных сооружений Рима следует включить и культовые: храмы, алтари, гробницы.

Во всем древнем мире архитектура Рима не имеет себе равных по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строительства. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости, каналы) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж, применили новые строительные материалы и конструкции. Они переработали принципы греческой архитектуры, и прежде всего ордерной системы: соединили ордер с арочной конструкцией.

Не меньшее значение в развитии римской культуры имело искусство эллинизма с его архитектурой, тяготевшей к грандиозным масштабам и городским центрам. Но гуманистическое начало, благородное величие и гармония, составляющие основу греческого искусства, в Риме уступили место тенденциям возвеличить власть императоров, военную мощь империи. Отсюда масштабные преувеличения, внешние эффекты, ложный пафос громадных сооружений.

Разнообразие сооружений и масштабы строительства в Древнем Риме значительно изменяются по сравнению с Грецией: возводится колоссальное количество огромных зданий. Все это потребовало изменения технических основ строительства. Выполнение сложнейших задач с помощью старой техники стало невозможным: а Риме разрабатываются и получают широчайшее распространение принципиально новые конструкции — кирпично-бетонные, позволяющие решать задачи перекрытия больших пролетов, во много раз ускорять строительство, и — что особенно важно — ограничить применение квалифицированных мастеров, переместив строительные процессы па плечи малоквалифицированных и неквалифицированных рабочих-рабов.

Примерно в IV в. до н. э. в качестве связующего материала начинают применять раствор (сначала в бутовой кладке), а ко II в. до п. э. сложилась новая технология возведения монолитных стен и сводов на основе растворов и мелкого камня-заполнителя. Был получен искусственный монолит путем смешивания раствора и песка с каменным щебнем под названием «римский бетон». Гидравлические добавки вулканического песка — пуццолана (по названию местности, откуда он вывозился) сделали его водонепроницаемым и очень прочным. Это вызвало переворот в строительстве. Такая кладка выполнялась быстро и позволяла экспериментировать с формой. Римляне знали все преимущества обожженной глины, изготавливали кирпичи разнообразных форм, применяли металл вместо дерева для обеспечения пожаробезопасности зданий, рационально использовали камень при кладке фундамента. Некоторые секреты римских строителей не разгаданы до сих пор, например, раствор «римская мальта» для химиков является загадкой и сейчас.

Площади Рима и других городов украшались триумфальными арками в честь военных побед, статуями императоров и выдающихся общественных людей государства. Триумфальные арки представляют собой постоянное или временное монументальное обрамление проезда (обычно арочное), торжественное сооружение в честь военных побед н других знаменательных событий. Строительство триумфальных арок и колонн имела прежде всего политическое значение. 30-метровую колонну Траяна украшал спиралевидный фриз длиной, в 200м с изображением военных подвигов Траяна увенчала статуя императора, в основание которой была замурована урна с его прахом.

Самым значительным по размерам купольным сооружением античного мира является Пантеон (от греч. Pentheion — место, посвященное всем богам). Это храм во имя всех богов, олицетворявший идею единения многочисленных народов империи. Главная часть Пантеона представляет собой греческий круглый храм, завершенный куполом диаметром 43,4 м, через отверстия которого свет проникает во внутреннюю часть храма, поражающую величием и простотой отделки.

Базилика выполняла роль административного здания, в котором римляне проводили большую часть дня. Вторая часть дня была связана с отдыхом и проходила в термах. Термы представляли собой сложное сочетание корпусов и помещений, связанных с отдыхом, спортом и гигиеной. В них находились помещения для занятий гимнастикой и атлетикой, залы для отдыха, бесед, выступлений, библиотеки, врачебные кабинеты, бани, бассейны, торговые помещения, сады и даже стадион. Термы вмещали в себя около тысячи и более человек.

Термы были связаны с потреблением большого количества воды, поэтому к ним подводилось специальное ответвление водопровода — акведуки (мост-водопровод). Подогрев производился котельными установками в подвалах. Акведуки подводили воду к Риму на расстояние в несколько десятков километров. Переброшенные через русла рек, они представляли удивительную картину сплошной ажурной аркады — одноярусной, двух- или даже иногда трехъярусной. Сложенные из камня, обладающие четкими пропорциями и силуэтом, сооружения эти являют собой замечательные образцы единства архитектурных форм и конструкций.

Среди общественных сооружений Древнего Рима большую группу составляют зрелищные постройки. Из них наиболее известен до наших дней Колизей — амфитеатр, овальная в плане гигантская постройка в виде чаши. В центре находилась арена, а под трибунами — помещения для выступающих. Колизей был построен в 70 — 90-х гг. н. э. и вмещал 56 тыс. зрителей.

Большую группу сооружений составляли жилые здания различных типов, в том числе дворцы и загородные виллы. Особенно характерны для Рима одноэтажные особняки (домусы). Строились и многоквартирные дома — инсулы. Интерьеры и общественных, и жилых зданий оформлялись скульптурой, росписями, мозаикой. Росписи зрительно расширяли пространство помещений, являясь прекрасным и разнообразным декором. Мозаикой украшали полы. Важное отличие римского декора — большая усложненность и богатство форм и материалов. Применяя различные орнаментальные мотивы, они создавали самые причудливые сочетания, меняя системы построения, вплетая в композиции дополнительные и многообразные детали.

Скульптура Древнего Рима

В области монументальной скульптуры древние римляне остались далеко позади греков и не создали памятников столь значительных, как греческие. Но они обогатили пластику раскрытием новых сторон жизни, разработали новый бытовой и исторический рельеф, который составил важнейшую часть архитектурного декора.

Лучшим в наследии римской скульптуры был портрет. Как самостоятельный вид творчества он сложился с начала I в. до н. э. Римляне по-новому понимали этот жанр: в отличие от греческих скульпторов они пристально и зорко изучали лицо конкретного человека с его неповторимыми чертами. В портретном жанре наиболее ярко проявился самобытный реализм римских ваятелей, наблюдательность и умение обобщить наблюдения в определенной художественной форме. Римские портреты исторически зафиксировали изменения внешнего облика людей, их нравов и идеалов.

Римляне первыми стали использовать монументальную скульптуру в пропагандистских целях: они устанавливали на форумах (площадях) конные и пешие статуи — памятники выдающимся личностям. В честь памятных событий устанавливались триумфальные сооружения — арки и колонны.

Архитектура Древнего Рима

Две тысячи лет назад, Рим был переполненный, шумный, оживленный город с большими храмами и общественными зданиями. Рим взял под свое правительство многие страны, и правил ими на протяжении 500 лет. Римляне строили дороги, огромные, которые были сооружены по всей империи.

Римское искусство развивалось под влиянием многих стран. Они верили в богов и богинь, люди находились под влиянием своих императоров, поэтому поклонялись их скульптурам, многие из которых сохранились и до нашего времени.

Архитектура Древнего Рима была одной из форм искусства этой империи. Римский народ строил много архитектурных сооружений, которые в наше время радуют наш глаз. Одной из самых известных архитектурных памяток считается Триумфальная арка, которая окружена колоннами разной формы и размера. Здания и мосты были не похожи друг на друга, они воплощали в себя традиции и культуру многих народов.

Искусство и архитектура римлян в основном строилась на скульптурах лиц, знатных людей, которым они поклонялись. Они были знаками власти римского народа, которыми они управляли. Римляне не имели совершенной человеческой фигуры в своем искусстве. В некоторых из своих скульптур, люди были с длинными носами, или же с нестандартным туловищем.

К нашему времени сохранилось много памятников, и самым известным считается Колизей. Колизей — это самый крупный амфитеатр Рима, который был построен для того, чтобы на нем происходили гладиаторские бои. Внешний вид Колизея монументален, благодаря огромным многоярусным стенам. Возле самого Колизея можно увидеть арку Константина, которая превосходит не только своими размерами, а и элементами архитектур, которые были свойственны в более ранний период. На сегодняшнее время сооружение неплохо сохранилось, и оно привлекает к себе туристов.

Также с архитектурных монументов римской империи отлично сохранилась мемориальная колонна Трояна, высота которой составляет более 38 метров. Эта арка служит парадным входом на площадь, в центре которой стоит статуя императора, сам дворец расположен в глубине площади. Размеры арки просто огромные, именно, поэтому она так привлекает к себе.

Римские театры основаны в основном на греческих традициях. Сейчас можно увидеть зрительские места, которые располагались на самых склонах гор. Театр воплотил в себя все традиции и искусство Греции.

В Риме можно увидеть еще много архитектурных памятников и скульптур, которые таят в себе тысячелетнюю историю.

Римский стиль в домашнем интерьере — классическая роскошь

Если вы хотите видеть свой дом изысканным, роскошным и аристократичным, то в качестве одного из вариантов его оформления следует рассмотреть римский стиль в интерьере.

Особенности интерьера в римском стиле

Классический римский дом имеет свою специфику. Самое главное пространство этого дома – атрия (или атриума) – окружалось рядом дополнительных помещений, выполняющих второстепенные функции. Именно поэтому, подбирая дизайн интерьера в древнеримском стиле, необходимо сделать акцент на центре комнаты. Выделить центральную часть поможет плитка с орнаментом, ковер, а если дом имеет большие размеры, то можно использовать и бассейн.

Римский стиль, воплощаемый в интерьере, наделен и такими чертами, как симметрия, сдержанность, равновесие и тяготение к простору.

Оформление стен

Стены для дома в римском стиле оформлять можно по-разному. Их цвет может быть как нейтральным, так и ярким, доминирующим. Если вы хотите заострить внимание на мебели, декоративных элементах, некоторых особенностях архитектуры, то дизайн квартиры составляют с учетом выбора нейтрального оттенка для стен. При этом на них должно быть минимум лепных дополнительных деталей.

Комната будет отлично выглядеть, если в ней обустроить декоративные арочные ниши. На фото римских интерьеров можно заметить, что для отделки ниш используется декоративная штукатурка преимущественно светлых, природных оттенков. Использоваться может в этом случае и плитка с росписью под мрамор.

Если квартира достаточно большая по размерам, и вы не планируете загружать ее интерьер, то выбрать можно и самые смелые цвета для стен – терракотовый, персиковый, природный синий или приглушенный красный. При этом римский стиль может поддерживаться за счет настенных росписей, мозаики. Часто дизайн стен подбирается с учетом использования рисунков, которые могут имитировать дополнительный простор – это пейзажи, нарисованные окна, двери и беседки.

Декор потолка

Римский интерьер требует и специального оформления для потолка. Дом может украсить гладкий кессонированный или многоуровневый потолок. На гладкую поверхность часто дополнительно наносят рельефный орнамент по периметру.

Комната с многоуровневым потолком отражает иллюзию купольного перекрытия, что считается главным мотивом древнего архитектурного стиля Рима. При помощи такого потолка можно легко спрятать используемые светильники, что позволит имитировать проникающий в помещение свет.

Кессонированный потолок представляет собой создание особых кессон, то есть углублений с четкой геометрической формой, создать их можно при помощи балок. Дом, дизайн потолка которого оформлен кессонами и растительными орнаментами в них, выглядит роскошно и респектабельно. Кессонированный потолок следует выбирать только в том случае, если квартира наделена большой площадью, иначе римский дизайн окажется перегруженным.

Материалы для пола

Римский стиль в интерьере предусматривает и особое оформление пола. В качестве напольного покрытия можно выбрать природный камень или его искусственные аналоги. Также подойдет керамическая плитка спокойных оттенков, и даже бетонное покрытие.

Не следует использовать паркет. Декор пола можно осуществить при помощи камня, который обычно используют по центру помещения. Только учитывайте, что дополнительный декор должен быть спокойным по оттенкам – дом в современном римском стиле не требует яркого напольного покрытия.

Типичная мебель

Римский стиль – это мебель, отражающая тяжеловесность этрусков, лаконичность греков, богатый декор Египта. Интерьер будет отражать стиль Древнего Рима, если выбрать такую мебель, как плетеные кресла с особой обтекаемой спинкой, круглые столы из мрамора.

Интерьер комнаты преобразится, если в дизайн включить каркасные стулья из металла. Спальня должна содержать такую мебель, как низкие кровати, уместны небольшие изящные диваны с валиками.

Кухня не должна быть загромождена большим обеденным столом. Допускается яркая обшивка мебели. Декор для мебели выбирают из дорогих материалов – мрамора, дерева. Используют гравировку, позолоту, рельефные накладки. Мебель должна контрастировать с фоном стен.

Правила декорирования дома

Римский стиль должен всегда напоминать о могуществе и изобилии древнего города. Дизайн интерьера нужно составлять с учетом использования фаянса, цветного стекла, статуй античных богов. Дом полностью отражает сущность стиля, если как декор использовать фигурки животных, бюсты известных императоров, амфоры, кубки. Интерьер комнаты декорируется в зависимости от ее размеров, то есть аксессуары можно расположить вдоль стен на полу или установить их в ниши или на специальные подставки.

Выбирая текстиль, предпочтение отдавайте только натуральным тканям. Спальня должна быть декорирована при помощи покрывал и занавесок из тончайшего шелка. Кухня будет отражать римский стиль, если использовать текстиль из грубого льна. Подушки и драпировки на шторах для гостиной предпочтительно выбирать с бахромой, витыми шнурами из золотистых нитей.

Спальня и кухня могут быть оформлены в разной цветовой гамме, начиная от ослепительно белого и заканчивая яркими оттенками. На фото римских интерьеров можно увидеть, что дизайн часто составляется и с использованием декоративных элементов, относящихся к культурам Греции и Египта.

Римская ванная

Ванная всегда была всегда особым помещением для римлян. Современная ванная комната в выразительном римском стиле – это мозаичное покрытие всех стен, простая по форме чаша ванны, облицованная керамической плиткой.

В интерьере ванной используются такие предметы декора, как подставки и крючки из бронзы и металла темных оттенков.

Применяемый при ремонте римский стиль обязательно поможет сделать дом комфортным для проживания и приятным с эстетической точки зрения. Атмосфера роскоши и выразительности в этом дизайнерском направлении сочетается с благородством и сдержанностью.

Ссылка на основную публикацию